День за днём, неделя за неделей просматривая свои старые касеты покемонов я просто не мог не начать задумываться: а есть ли в этом кодонимэ какие нибудь сюжетные линии, кроме главной. "-Что за вопрос, конечно же есть" - скажет каждый настоящий покеман. - "Это и любовная линия Джесси и Джеймса, для поклонников команды Р, и вопрос отношений Далии - Оука - Гиованни, для любителей глубоко копать сценарий". Но всё это не то. Всё уже давно надоело и не вызывает былого инереса. Вот я и решил включить свой утомлённый матаном и повреждёныый тренером по самбо мозг и, развивая уже известные мысли, написать этот бред. Не судите строго.

Я выделяю в покемонах три различных "морали". "Мораль", конечно, не совсем подходящее слово для этих сил, но лучшего я не подобрал. Возможно "уровень восприятия" дал бы более правильную ассоциацию, но это звучит слишком напыщено. Итак:

Первая "мораль" (или верхний "уровень") - мораль главных героев: Эша, Мисти, Брока, Джесси и Джеймса. Это и есть мораль кодонимэ - основы покемонов. Глупый сюжет, спонтанные реакции, смешные поступки, падения с огромной высоты, драки, абсолютная неуязвимость. Мальчик Эш хочет стать великим тренером покемонов, команда Р мечтает украсть пикачу, Брок бросается на присутсвующих в каждом городе родственниц Дженни и Джой... Герои дерутся друг с другом, ругаются, иногда мирятся. Все действия их похожи одно на другое и смысла в них нет абсолютно никакого. Другими словами сюжет совершенно в стиле диснеевских Микки Маусов. Вот то, почему покемон - детский мультик и то, почему многие так называемые "выросшие" презирают его. (Меня забавляет, когда 14-15 летние дети (и не только дети) говорят мне: "я вырос из этих пелёнок".)

Наиболее яркие последователи этой морали - Трейси, профессор кто-то-там пятый (не помю его имени, он появился в серии "Evolution Solution"), Девочка-бейсболистка из третьего сезона и сами покемоны (в основной своей массе).

Вторая мораль (или нижний "уровень") - то, как ведут себя все второстепенные персонажи, и, иногда, некоторые главные герои: профессор Оук, Далия, Гиованни, Мяут, Брок, Джеймс, Джесси и Джой. Они ведут себя уже как нормальные люди (я сказал, главные герои - иногда, второстепенные - всегда!) и рассуждают разумно. Именно эти герои продвигают сюжет к какому-то подобию связного повествования, именно благодаря им появляется разница, смотреть ли сериал с первой, или с тридцатой серии. Но и этот уровень не самый важный - он просто "обычный".

Наиболее яркие персонажи здесь - Оук, Далия, Джеймс, Мяут и Гарри.

Теперь, попробую объяснить, почему я считаю эти две "морали" противоборствующими, и почему я называю их моралями.

Рассмотрим несколько примеров.

Наиболее ярким (и впервые натолкнувший меня на мысль о противостоянии) являестя драка с командой Р в серии "Pallet party panic". Помните, когда Джесси и Джеймс накормили всех "слегка" острой пищей? Что тогда началось: все начали кидать друг в друга едой, Эш выпустил Чаризарда, началась свалка. И вдруг раздаётся голос Оука: "Молодые люди, как вам не стыдно!". Скажите, будь вы на месте команды Р или Эша, обратили бы вы внимание? Лично меня подобные слова просто с ног бы сбили (совет: не поленитесь достать касету, и посмотреть этот момент ещё разок). Разве это не была попытка второй морали воздействовать на первую? И это воздействие бы возымело успех, если бы в дело не вмешались плохо контролируемая Джесси (спокойно! как я уже сказал, Джесси и Джеймс примерно на 60% пренадлежат первой морали) и абсолютно неконтролируемый Чаризард! Оук потерпел сокрушительное поражение.

Дальше - та же серия - "Pallet party panic". Момент, когда Эш обманул команду Р, заставив их спуститься с дерева и подставиться под атаку спироу.

Дальше - "Abra and the Psychic Pokйmon". Знаменитый момент, когда Эш гнул ложки. "Сила есть, ума не надо".

Дальше - "Attack of prehistoryc pokemon". Заметьте, как быстро план подрыва каньёна превратился в фарс.

Дальше - не помню как называется серия. Про остров кабуто. Пророчество о "восходе красной луны" сменилось пророчеством "если хотите спастись, стройте плоты на холме".

Дальше - девиз команды Р. Произнесение девиза, а значит и появление ракет - одно из самых красивых событий каждой серии. (Кстати, при этом чётко прослеживаются традиции сейлормуновского Токсэдо Маска. Как бы я не относился к Сейлор Мун - это красивые моменты.) И в каждой серии Эш старается посмеяться над ними, представив девиз в виде чистой воды идиотизма. Фразы в роде "Вы повторяетесь.", "Что вы сказали", "Я вас не слушаю", "Ха-ха" разрушают всю атмосферу второй (или даже третей) морали.

Я думаю этих примеров можно найти бесчисленное колличество (если не в каждой серии, то в каждой второй -точно, а ведь ещё эта американская цензура...). Везде идут подобные схватки именно на уровни некого "давления" на проивника, подмены ценностей. И везде первая мораль побеждает вторую. Сценарий на стороне диснея. Знаете, что я об этом думаю? Это попытки персонажей обрести свободу! Именно так это и происходит в более серьёзных произведениях! Именно с обредшим свободу Лукой спорил Горький, именно обредшая свободу личность диктатора действовала в произведениях Хайнлайна и именно с потерявшим свободу и волю магом Фессом сейчас мучается Перумов, не зная, как его убить.

Продолжив мысль, взглянем на сериал в этом свете. Свободные персонажи и мораль номер три (или скрытый уровень). Это Сабрина, Гиованни, Дженни (да-да!), Кесседи, Буч, Бишасэ, Мондо, Фуджи, Мэй, Сенджуро, Мяут, Джеймс, Джесси (Мяут - не более, чем на 40%, Джесси - на 20%, Джеймс - на 30%). Тоесть все скрытые персонажи и часть второстепенных. Эти персонажи играют в свои собственные игры, эти персонажи , среди них стоит искать мифологические прототипы. Они - вершина второй морали, они почти не сталкиваются с первой (просто потому, что они не совместимы). И именно в них закрепился главный смысл анимэ. Сейчас я не стану особо философствовать над этим, я просто докажу существование этого уровня. Опять же на примерах серий и изгибах сюжета.

Легче всего существование третьей морали просматривается в первом полнометражном мультфильме о покемонах - "Mewtwo Strikes back". Смерть Фуджи (его судьба начнёт выясняться позже), мысли Мьюту, провявление истинной магии покемонов. Даже поведение Эша можно было отнести к этому уровню (Я имею ввиду его смерть. Как жаль, что он потом воскрес!). В первом сезоне сериала влияние этой полнометражки ощутимо более чем серьёзно. Хотя нет, наоборот. Не надо путать причину и следствие. Именно действия представителей третей морали в первом сезоне анимэ и приводят к появлению полнометражки. Это и проигрыш Гарри странному "роботу", и таинственное разрушение штаба команды Р, и гм... изменение поведения офицера Дженни. (Я всё таки буду считать ,что Дженни это не собирательный образ, а уникальный персонаж).

Ещё: серии первого сезона о психическом значке. Не показалось ли вам, что Сабрина просто находятся в параллельной плоскости с Эшем, на другом "уровне восприятия"? Она играет им как захочет, когда он надоедает ей, отмахивается от него, как от мухи и занимается своими, мало понятными делами. Тоесть эпизодический персонаж встаёт выше главного героя. К несчастью сценарист непобедим. Бунт подавляется, Сабрина побеждена и низвергнута на уровень первой морали.

Ещё: команда Р. Джесси, Джеймс и Мяут. Я отнёс их ко всем моралям одновременно. Почему? Очень просто - они действительно принадлежат одим всем. Эти герои действительно имеют волю, и даже сценаристам не всегда удаётся её подавить. Почему именно они? Да потому, что как главные злодеи они очень быстро привлекли внимание масс, а когда сценаристы сделали их красивее и умнее главных героев, приобрели невероятное колличество фанатов. И именно эти фанаты не позволяют заствалять команду Р совершать противоестественные поступки. Подобная свобода воли приводит иногда к появлению таких серий, как "Meowth rules", "Holly matrimony" или "Go west, young Meowth". Кстати, известно ли вам, что когда американская дирекция мультсериала произнесла слова "Зло не должно быть лучше добра, пора команде Р на покой" и собралась заменить Джесси и Джеймса низведёнными до первого уровня Кесседи и Бучем, их просто завалило письмами протестующих фанатов. И команда Р осталась цела и невредима.

Как появление третий морали я также рассматриваю серию "Ghost of the Maiden`s peak", в которой свободные Гастли и, появившийся в самом конце, призрак Девушки разыграли с героями "спектакль" своего собственного сочинения. (совет: посмотрите самый конец этой серии)

Дальше: я вижу офицера Дженни не как сомн одинаковых "типичных представителей закона", а как уникального, действующего в рамках третьего "восприятия" персонажа. Достаточно вспомнить серию (не помню, как называется) про бульбазавра из канализации. Разговор с мэром. Дженни абсолютно точно способно действовать за рамками сюжета.

Ну и в заключение несколько слов о четвёртом и пятом сезоне а также скрытых персонажах. Мне довольно мало о них известно (информация о пятом сезоне - эксклюзив моего сайта, она привезена Сабпикачу из японии.) Но из этих крох я могу сделать вывод: в пятом сезоне третья мораль одерживает убедительную победу, выдвигая на первый план таких персонажей, как Бишасэ и Сэнджуро.



Ваше отношение к данному опусу.

Бред сивой кобылы.
Каждый имеет право на ИМХО.
Если немного выпить - ничего.
Над этим можно подумать.
Назад
Сайт управляется системой uCoz